Вавилоняне использовали пифагорейскую теорему за 1000 лет до ее изобретения

Обнаружено еще одно доказательство высокого уровня знаний древних. В данном случае речь идет об уровне развития математики в Вавилонском царстве, которое пришло на смену Шумеру и Аккаду, унаследовав от них науку и культуру.

Вавилонская математика долгое время удивляла историков. Она была гораздо более развитой, чем египетская. Вавилоняне решали квадратные уравнения, составляли таблицы умножения, разбирались в геометрических прогрессиях, пропорциях и процентах.

Эти передовые математические знания, вероятно, помогли им построить точно выверенные многоэтажные зиккураты, которые в архитектурном отношении были гораздо сложнее пирамид.

Достаточно сказать, что в средние века европейские ученые по-прежнему использовали вавилонскую шестидесятеричную систему для обозначения дробных частей. Кроме того, традиция делить час на 60 минут, а минуту – на 60 секунд зародилась именно в Вавилоне.

Последующие цивилизации, особенно Древняя Греция, широко использовали достижения вавилонских математиков и астрономов для развития собственной науки. Некоторые из открытий, традиционно приписываемых грекам, на самом деле изначально были вавилонскими.

Прочитайте также  Среди китайских многоэтажек найден огромный Будда

Именно так обстоит дело со знаменитой теоремой Пифагора, считающейся одной из фундаментальных теорем евклидовой геометрии. Недавно было обнаружено, что эта теорема на самом деле на тысячу лет старше самого Пифагора, поскольку она была записана на древней вавилонской табличке.

Пифагорейская теорема устанавливает зависимость между сторонами правильного треугольника, которая выглядит следующим образом: a² + b² = c², и утверждает, что в любом правильном треугольнике сумма квадратов длин двух ножек равна квадрату длины гипотенузы.

Теорема Пифагора наиболее часто применяется в архитектуре, строительстве и астрономии, так как позволяет быстро вычислять длины отрезков.

Пифагор жил в 570-490 гг. до н.э., а датировка вавилонской математической таблички под номером YBC 7289 позволяет отнести ее к 1800-1600 гг. до н.э. На этой глиняной табличке изображен квадрат, разделенный на треугольники с одной стороны, и несколько чисел, а также правильный треугольник с другой стороны.

“Вывод напрашивается сам собой. Вавилонянам была известна зависимость между длиной диагонали квадрата и его сторонами, – пишет в своей работе математик Брюс Ратнер из колледжа Университета Ратгерс.

Прочитайте также  Таинственные каменные сферы Коста-Рики

Ратнер действительно опубликовал это открытие в 2009 году в журнале “Focusing on Measurement and Evaluation for Advertising”. Однако журналисты узнали о нем лишь недавно, когда статья появилась в открытом доступе.

Некоторые СМИ уже высказывают предположение, что это, возможно, один из самых старых случаев научного плагиата.

Согласно исторической легенде, Пифагор сформулировал свою теорему, рассматривая квадратные плитки на полу и стенах дворца. Однако сейчас специалисты предполагают, что, скорее всего, он столкнулся с этой теоремой в процессе изучения математики, а затем “популяризировал ее и сделал своей”.

Кроме того, ученики Пифагора, возможно, стремились почтить память своего учителя, что привело к тому, что теорему стали приписывать самому Пифагору.

“Из уважения к своему лидеру многие открытия, сделанные пифагорейцами, приписывались и самому Пифагору, – пишет Ратнер.