Грузия до нашествия монголов
Расположенная на одном из самых энергичных перекрёстков Евразии, Грузия имеет долгую и многогранную историю. Останки Homo georgicus, раскопанные в Дманиси на юге Грузии, принадлежат к древнейшим гоминидам, обнаруженным за пределами Африки. Они были надёжно датированы возрастом в 1,8 миллион лет. А стоянки последующих эпох неолита, энеолита (и более поздних) распределены по всему региону между Чёрным и Каспийским морями. Но непосредственные предки современных грузин появляются в исторических записях только в начале 1-го тысячелетия до нашей эры. Их аттестация по найденным артефактам увеличивается в эпоху Ахеменидов и раннего эллинизма.
Что касается социального, культурного, экономического и исторического развития, то общества древнего Кавказа были тесно вплетены в месопотамский и анатолийский миры. Это неоднократно подтверждается археологическими находками, которые восходят к мезолиту и становятся более многочисленными к позднему неолиту и раннему энеолиту.
В 6-м тысячелетии до нашей эры археологическая культура Шулавери-Шомутепе охватывала большую часть Кавказского перешейка, от центрального и северо-восточного нагорья, через восточную и западную Грузию и на юг до Армянского нагорья. Как и многие другие кавказские культуры, она была тесно связана с двумя важнейшими реками региона: Курой (Мтквари) и Араксом (Араксес, Арас). На заре энеолита народы по всему Кавказу обрабатывали медь и бронзу, использовали керамику и одомашнивали животных, таких как овцы, козы, крупный рогатый скот и свиньи. Археологи и учёные находят свидетельства зарождения в те времена самобытной грузинской кухни и, конечно, виноделия. Те, кто оседал, возводили постоянные жилища и сооружения. Расширились межкультурные и экономические контакты.
С середины 4-го тысячелетия до н.э. Кура-Араксийская культура, также называемая ранней закавказской, распространилась по всему Кавказу, хотя и не до побережья Чёрного моря. В период своего расцвета эта культура бронзового века проникла в Анатолию и на юг, в Иран, Сирию и Палестину. Расцвет этой культуры характеризуется образованием постоянных поселений, началом производства чёрной полированной керамики, распространёнными религиозными практиками (например, использование украшений для ритуальных объектов и печей), одомашниванием растений и животных, включая лошадей.
Металлургия становилась все более развитой — медь обрабатывалась наряду с золотом, серебром, оловом и бронзой. Как и культура Шулавери-Шомутепе до неё, культура Кура-Аракса имеет значительные различия, но при этом демонстрирует замечательную сплочённость в пространстве. Предполагаемое происхождение её именно в Восточной Грузии привело к предположению, что один из её основных языков был предшественником современного грузинского языка. Менее спорным является расслоение различных грузинских языков — особенно стандартного грузинского/картвелийского (картули эна), сванского и занского, последний из которых эволюционировал в мингрельский и лазский. Эти процессы датируются историками по-разному, но уже понятно, что это происходило с середины 3-го тысячелетия до нашей эры. Это языковое развитие продолжалось и во время последующей триалетской культуры. В совокупности эти языки составляют самобытную «картвельскую» («грузинскую») языковую группу.
В древности Кавказ был стратегической периферией, хранилищем ресурсов и важным транзитным и коммуникационным маршрутом для великих держав Западной Евразии, включая Ассирийскую и Хеттскую империи. Однако характер имперских интервенций на Кавказе может существенно различаться. Например, царство Урарту, чья прямая власть распространялась на Армянское нагорье на стыке Кавказа, Месопотамии и Анатолии с 9 по 6 века до нашей эры, оказывало незначительное прямое влияние на земли, которые впоследствии стали Грузией. Следует отметить, что близкие предки современных грузин могут упоминаться в урартских клинописных надписях, таких как диауэхи вдоль Черного моря, возможно, также засвидетельствованные в надписи ассирийского царя Тиглатпаласара I от 1118 года до нашей эры. Однако такие «протогрузины» более отчётливо проявляются в железном веке.
Именно в эту эпоху новая культурная, политическая и экономическая держава распространила свою гегемонию по всему Кавказу. Географический и культурный диапазон Ахеменидской Персии был огромен. Эта первая «мировая империя», основанная в середине VI века до нашей эры, проложила путь Александру Македонскому и эпохе эллинизма. Вокруг имперского ядра Ахеменидов сформировалось обширное мультикультурное предприятие — первое Иранское содружество, простиравшееся от Центральной Азии до Кавказа, Анатолии и Балкан.
Прямое вмешательство иранской империи в жизнь зарождающихся грузинских народов прослеживается с конца VI века до нашей эры, когда царь Ахеменидов Дарий отправил армию в Кавказские горы для сражения со скифами. После этого большая часть Южного Кавказа была собрана под властью Ахеменидов и включена в сеть дахявов, которые греки называли сатрапиями. В древнеперсидских надписях Ахеменидский Кавказ — и не только нагорье Армении — обозначается как Армина в честь преобладавшего армянского этноса. Мультикультурная Армина, область, обладающая стратегическим значением и ценными ресурсами, была административной единицей Великой сатрапии Медиа.
После того, как Римская республика завершила своё стремительное завоевание региона в 66 году до н.э., этот регион стал главной целью римско-иранской геополитики. С начала нашей эры в Карли ещё широко практиковался зороастризм. В 337 году нашей эры король Иберии Мириан III провозгласил приход христианства на государственном уровне, что стало решающим и определяющим вектором развития картвельской нации на многие последующие столетия. В дальнейшем, поддерживаемое государством христианское учение привело к постепенному упадку и исчезновению из региона зороастризма.
Народы Кавказа были вытеснены на евразийскую арену главным образом в результате их ассоциаций с Ираном. В то же время они были активными членами первого Иранского содружества, масштабного межкультурного предприятия, простиравшегося от Центральной Азии до Балкан. К концу 4-го века до н.э. разруха, вызванная завоеванием Александром Персии династии Ахеменидов, привела к образованию царства Картли (Иберия), закрепившегося на территории Восточной Грузии. Иранская и особенно ираноязычная («персидская») культуры Кавказа оказались удивительно долговечными. Ирано-кавказская связь продвинулась в средневековый период, пережив христианизацию царств Картли, Армении и Кавказской Албании.
Как и в других случаях, долгосрочный успех христианства зависел от его адаптации к существующему социальному укладу. В социальном ландшафте Кавказа по-прежнему доминировали династические благородные дома, но гибридный зороастризм, который они долгое время предпочитали, был вытеснен христианством, начиная с IV века. Между тем, в Западной Грузии государства, базирующиеся в Эгриси (Греческая Колхида) попала под более сильное влияние поздней античности греко-римского Средиземноморья. Но и они тоже были приняты, со временем, в лоно христианства.
Классический период с четвёртого века ознаменовался возникновением ряда ранних картвельских государств, главными из которых были Колхида на западе и Иберия на востоке. Классицизм образования монархического строя прослеживается в этих царствах именно образованием государственного устройства и стиля правления одним человеком, а также возникновением строгой наследственной иерархии аристократов. Картвельская монархия была упразднена сасанидами около 580 года, но в различных итерациях просуществовала ещё до 888 года. На закате междуцарствия укрепилась восходящая династия Багратидов. Следуя по пути «византинизации», проложенному Грузинской церковью, цари Багратиони сознательно переориентировали стилистик царствования с иранской на византийскую основу, впервые политически объединив восточную и западную Грузию. Тем не менее, в период расцвета объединённого грузинского царства многие аспекты иранской культуры процветали, включая эпическую литературу. Царство Картли достигло своего расцвета в 12-13 веках.
Гегемония Монголии на протяжении большей части XIII века знаменует собой решающий поворотный момент в истории Грузии. При правлении Ильханидов доступ Кавказа к евразийской ойкумене значительно расширился, но политическая фрагментация Грузии усилилась. На новой фазе империализма, начатой Тимуром (Тамерланом), ирано-кавказская связь расцвела в последний раз при Сефевидах, прежде чем вся местность перешла под контроль России, а потом и Советского Союза.
Неудивительно, что с тех пор богатая история Грузии исследуется с (христианской) европейской точки зрения. Отодвинутые на окраину Европы, привилегированные представления об этноцентризме и национальном государстве, ещё больше способствовали историографическому искажению представлений о Кавказе. На самом деле территория, названная в честь Кавказских гор и зажатая между Чёрным и Каспийским морями, представляла собой разобщённую арену межкультурных столкновений на протяжении всех исторических эпох.
История Грузии глубоко переплетена не только с её непосредственными соседями, включая Армению, Кавказскую Албанию и многочисленные народности Северного Кавказа, но и, в более широком масштабе, с огромной межкультурной зоной, артериями которой были Чёрное, Каспийское, Красное и Средиземное моря. Более того, на протяжении всей своей досовременной истории, Грузия была главной точкой соприкосновения между оседлым и кочевым населением Евразии. Скифы, киммерийцы, аланы, гунны, тюрки-огуры и хазары входят в число кочевых групп, взаимодействующих с оседлыми народами Южного Кавказа.
Однако это межкультурное состояние было затемнено изолирующим эффектом конкурирующих этноцентрических нарративов в рамках дискредитированного, но стойкого представления о западной цивилизации, не говоря уже об искажении историографических представлений, привнесённых «историками» имперской России и Советского Союза.
Поделитесь в вашей соцсети👇