Как одна радиопередача может вывести из строя десятки автомобилей
30 января 2022 года в американском городе Сиэтл произошло очень странное событие. Водители, управлявшие автомобилями «Мазда» 2014-17 годов выпуска и настроившиеся на волну местной радиостанции «KUOW 94.9», столкнулись с крайне неприятной проблемой. Бортовая информационно-развлекательная система их машин вышла из строя. Цифровые часы, Bluetooth, встроенные карты, другие полезные функции отключились, и вернуть их к жизни не представлялось возможным.
Попробуем разобраться, чем был вызван этот сбой. Начнем с технологий радиовещания. Приемники стали устанавливаться в автомобилях в 30-х годах прошлого века. Были они довольно простыми.
Настраиваясь на прием электромагнитных волн определенной частоты, они изменяли амплитуду колебаний и воспроизводили новости, музыку, рекламу и все остальные полагающиеся по такому случаю шумы. Возможно, вы помните этот феномен как длинноволновое или AM-радио, и оно замечательно хотя бы тем, что позволяет слушать песни, не вызывая непоправимых разрушений внутри автомобиля.
В шестидесятых радиостанции начали вещать в FM-диапазоне. Здесь сигнал транслировался на гораздо более высоких частотах и нес в 15-20 раз больше информации. Это обеспечило отличное качество звука. Риск повреждения автомобильного оборудования отсутствовал и в этом случае.
Огромной проблемой этих систем радиовещания было то, что они физически не могли сообщать дополнительную информацию: название песни, изображение обложки альбома или количество секунд, которые слушателю придется терпеть хит всех времен и народов «Мамба №5».
В 2002 году был принят новый стандарт. Он именовался «HD» и позволял радиостанциям транслировать цифровой сигнал вместе с аналоговыми AM и FM. По существу, это просто набор единичек и нулей, который затем преобразуется в звук, фотографии или текст. Чтобы декодировать этот поток, автомобилю нужен компьютер, и именно в этот момент возникает уязвимость.
Программное обеспечение японского производителя, устанавливавшееся с 2014 по 2017 год, не могло распознавать файлы без расширения. Не имея этой информации, компьютер задумывался, перезагружался, снова находил файлы в своем кэше, задумывался, перезагружался, находил файлы в кэше, и так до бесконечности.
Никакой больше навигации, Bluetooth и приятной расслабляющей музыки – просто бессмысленный и беспощадный бег по кругу. Избавиться от проблемы можно было только самым радикальным способом – заменить бортовую информационно-развлекательную систему.
Программное обеспечение японского производителя, устанавливавшееся с 2014 по 2017 год, не могло распознавать файлы без расширения. Не имея этой информации, компьютер задумывался, перезагружался, снова находил файлы в своем кэше, задумывался, перезагружался, находил файлы в кэше, и так до бесконечности. Никакой больше навигации, Bluetooth и приятной расслабляющей музыки – просто бессмысленный и беспощадный бег по кругу. Избавиться от проблемы можно было только самым радикальным способом – заменить бортовую информационно-развлекательную систему.
Надо отметить, что нечто подобное с японскими машинами уже происходило. В 2019 году компьютеры автомобилей «Мазда-6» 2016 года выпуска выходили из строя, когда их владельцы настраивались на подкаст «99% Invisible».
Впоследствии выяснилось, что программа использует сочетание символов «% I» внутри своей операционной системы, поэтому не воспринимает описание как обычный текст. Все с тем же фатальным для автомобиля результатом. Чтобы устранить проблему, «99% Invisible» стал отправлять в эфир новую версию своего подкаста. Она именовалась не иначе как «Mazda-friendly».
Кто-то скажет, что все это не стоящая внимания чепуха, ведь программные ошибки никого не убили и не покалечили. Поверьте, бывало и такое, только с автомобилями других производителей.
Поделитесь в вашей соцсети👇