Гравитация как код Вселенной: физик заявляет, что мы живем в гигантской компьютерной симуляции

Что, если гравитация — это не просто фундаментальная сила природы, а алгоритм, с помощью которого Вселенная оптимизирует свои «вычисления»? В новом исследовании, опубликованном в AIP Advances, физик Мелвин Вопсон выдвинул радикальную гипотезу: гравитация может быть механизмом сжатия данных в гипотетической космической симуляции.
Вселенная как компьютер
Вопсон развивает идею «теории симуляции», согласно которой наша реальность — это сложная цифровая конструкция, напоминающая «Матрицу». Философ Ник Бостром когда-то предположил, что если человечество когда-нибудь создаст сверхреалистичные симуляции, то с высокой вероятностью мы уже живём в одной из них.
Но как это доказать? Если мы действительно внутри симуляции, её создатели, скорее всего, скрыли улики. Однако Вопсон считает, что гравитация может быть одним из таких скрытых «артефактов».
Гравитация = алгоритм оптимизации?
Учёный опирается на свой «второй закон информационной динамики», который гласит: энтропия (беспорядок) в информационных системах со временем либо сохраняется, либо уменьшается. Это противоречит классическому второму закону термодинамики, где энтропия всегда растёт.
По мнению Вопсона, гравитация собирает материю воедино, чтобы снизить информационный хаос — точно так же, как компьютер сжимает файлы для экономии памяти.
«Мои выводы согласуются с идеей, что Вселенная работает как гигантский квантовый компьютер, а наша реальность — это смоделированная конструкция», — заявил он.
Пространство-время как «цифровая сетка»
Физик предполагает, что ткань реальности состоит из дискретных «ячеек» (аналог пикселей), хранящих информацию. Это похоже на то, как в видеоиграх рендерятся виртуальные миры.
«Процесс идентичен созданию компьютерной игры или VR-симуляции», — поясняет Вопсон.
Гравитация, в его интерпретации, упрощает вычисления, группируя частицы в крупные объекты (планеты, звёзды, галактики). Так симулятору не нужно обрабатывать каждую частицу по отдельности — достаточно просчитывать их как единое целое.
«Гораздо эффективнее вычислять положение одного массивного объекта, чем триллионов атомов», — говорит учёный.
Подтверждают ли это другие данные?
Вопсон не впервые связывает физику с теорией симуляции:
-
В 2022 году он заявил, что геном COVID-19 демонстрирует аномально низкую энтропию (что странно для биологических систем).
-
Также он предположил, что информация может быть пятой формой материи (после твёрдых тел, жидкостей, газов и плазмы).
Скептицизм научного сообщества
Хотя идея захватывающая, большинство физиков остаются крайне сомневающимися.
-
Нет прямых доказательств «пикселизации» пространства-времени.
-
Альтернативные объяснения гравитации (например, теория струн или петлевая квантовая гравитация) не требуют гипотезы симуляции.
-
Как гласит принцип Карла Сагана: «Экстраординарные заявления требуют экстраординарных доказательств».
Что дальше?
Вопсон намерен искать «глюки в матрице» — аномалии, которые могли бы выдать вычисляемую природу реальности. Например:
-
Квантовые ограничения — если пространство действительно дискретно, на ультрамалых масштабах должны проявляться «цифровые артефакты».
-
Необъяснимые корреляции в фундаментальных константах (например, почему скорость света именно 299 792 458 м/с?).
«Если Вселенная — симуляция, то гравитация — это не сила, а багфикс», — шутят в соцсетях.