Где в самолёте самое безопасное место?

Когда в новостях показывают кадры с перевернувшимися самолётами, аварийными посадками или столкновениями с препятствиями, многие начинают бояться летать. Возникает вопрос: есть ли на борту место, которое повысит шансы на выживание в случае катастрофы? Какое кресло в самолёте самое безопасное?
Прежде всего, важно понимать: авиаперелёты остаются одним из самых безопасных видов транспорта. «Уровень смертности в авиации значительно ниже, чем при поездках на автомобиле», — отмечает Ченг-Лунг Ву, доцент Школы авиации Университета Нового Южного Уэльса (Австралия). Согласно исследованию 2024 года, опубликованному в Journal of Air Transport Management, вероятность погибнуть в коммерческом авиарейсе в США составляет 1 на 13,7 миллиона полётов. Более того, данные Национального совета по безопасности на транспорте (NTSB) за 2001–2017 годы показывают, что в 94% авиакатастроф все пассажиры выживают.
Однако, как подчёркивает Ву, не существует масштабных научных исследований, которые бы точно определили самые безопасные места в самолёте. Но, анализируя прошлые аварии и конструкцию лайнеров, можно сделать некоторые выводы.
«Всё зависит от динамики катастрофы», — говорит Дэниел Кваси Адджекум, исследователь авиационной безопасности из Университета Северной Дакоты. Конечно, если самолёт полностью разрушается, шансов выжить нет, где бы вы ни сидели.
Но в случае аварии с низкой энергией удара — например, при жёсткой посадке или съезде с полосы — расположение кресла играет ключевую роль.
В таких ситуациях самолёт может разломиться на две части, причём основная кинетическая энергия приходится на переднюю часть, которая продолжает движение. В этом случае хвост самолёта оказывается безопаснее. Исследование Time (2015), основанное на данных FAA, подтверждает: в задней трети салона уровень смертности ниже всего.
Ву также отмечает ещё одну зону с повышенной защитой — кресла рядом с крыльями. Эта часть самолёта усилена конструктивно и лучше выдерживает удар. Кроме того, здесь обычно расположены аварийные выходы, что ускоряет эвакуацию (если только вы не сидите в ряду у выхода и не должны помогать другим).
Однако под средней частью самолёта находятся топливные баки. Хотя перед посадкой топливо сливают, при аварии баки могут задымиться или загореться. В таком случае критически важно покинуть самолёт в течение 90 секунд, подчёркивает Адджекум. Это значит: не хватать багаж, не паниковать, не снимать происходящее на телефон — всё, что может замедлить эвакуацию.
«Самое важное — слушать указания бортпроводников», — говорит Адджекум. Современные самолёты спроектированы так, чтобы минимизировать риски: отдельные элементы фюзеляжа разрушаются, защищая салон, кресла надёжно закреплены, а ремни снижают нагрузку на пассажиров при ударе.
Помимо пристёгивания ремня и следования инструкциям, важно осознавать своё окружение. «Запомните, где вы сидите», — советует Ву. Обратите внимание на ближайший аварийный выход и посчитайте количество рядов до него — в задымлённом салоне это может спасти жизнь.
Так что в следующий раз, оказавшись на борту, изучите обстановку, внимательно посмотрите инструктаж по безопасности и будьте готовы действовать быстро в случае чрезвычайной ситуации.
Поделитесь в вашей соцсети👇